Ваш самый главный актив - это вы сами. Вложите свое время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива.

RSS Карта сайта

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

{T_LINK}

Движение возмещающей части валовых инвестиций » Малый бизнес » Современные тенденции развития высшего образования | журнал «Креативная экономика» Издательство Креативная экономика

Современные тенденции развития высшего образования | журнал «Креативная экономика» Издательство Креативная экономикаСтатья опубликована в журнале «Креативная экономика» , cтр. 48-52. Рубрика: Аннотация: Рассматриваются современные тенденции развития высшего образования, в частности тенденция к интеграции. Ключевые слова: , , , , Ассистент кафедры управления, аспирант, Ульяновский государственный университет Институт Экономики и Бизнеса В настоящее время, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество в условиях инновационной модернизации высшей школы, возникает необходимость осмысления российского и зарубежного опыта, использования тех позитивных сторон, которые отражают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям инновационной экономики. В ритме интеграции Национальные системы высшего образования находятся под воздействием целого ряда тенденций, на каждую из которых они реагируют специфическим образом. Применительно к разным странам тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, наоборот, почти не проявляться на определенных отрезках времени, но им присущ всеобщий характер. К ним, в первую очередь, относятся глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция.

Начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации. В 2000 го ду российским правительством были одобрены основные направления реформы и модернизации образования, которая направлена на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. состоялось подписание Россией Болонской декларации, началось участие российской высшей школы в общеевропейской интеграции высшего образования. Болонский процесс инициирован для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования. Многие инновационные идеи Концепции модернизации образования схожи с положениями Болонского процесса, в частности использование модели многоступенчатой структуры российского высшего образования, совместимой с европейской. Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование – это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности.

Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование». Высшее образование как оно есть Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах. Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество.

Основываясь на положениях Закона об образовании, Национальной доктрины образования и исследованиях И. В. Балицкой, О. В. Кореньковой, С. В. Кохановской, Е. Г. Савиных, Е. Г. Якубовской, Л. С. Дохикян, можно понимать высшее образование как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни. Главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения. Необходим вдумчивый подход к обновлению российской высшей школы, основанный на изучении и выявлении того положительного, что следует сохранить в традициях российского высшего образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования. Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: университезация высшего образования; становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундаментализации знаний.  В течение 1990-х годов в общероссийском образовательном пространстве происходит рост числа университетов. Явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры подготовки кадров на региональном уровне.

Данный процесс явился следствием распада СССР и последовавшей децентрализации регионов. Руководство российской системы образования достаточно быстро оценило возможные достоинства и недостатки процесса и выдвинуло задачу «активного участия высшей школы в осуществлении региональной политики и прежде всего, конечно, в области высшего образования, что должно выражаться в сохранении единого образовательного пространства при учете своеобразия экономических, национальных, демографических условий региона»[2]. Сближение ради обучения В середине 1990-х гг. сформировалось понятие интернационализации высшего профессионального образования, под которым принято понимать процесс, когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В российских университетах процесс интернационализации происходит посредством придания нового статуса иностранному языку в образовательных программах, экспорта образовательных услуг, импорта образовательных услуг, международной аккредитация учебных планов и программ подготовки. Наряду с расширением объема университетского сектора в течение 90-х годов развертывается другой глобальный процесс – коммерциализация высшей школы.

Коммерциализация, являясь в определенном смысле формой легитимации «прихода» денег в область высшего образования, также выступает фактором последующих преобразований. Все это значительно усложнило функционирование высшей школы России. С одной стороны, данные нововведения усилили материальные и финансовые возможности вузов; между ними обостряется конкуренция за учащихся, что в дальнейшем должно было привести к повышению качества образования. С другой стороны, коммерциализация системы высшего образования привела к криминализации области образования, значительному разрыву в материальном положении среди профессорско-преподавательского состава и другим негативным последствиям. Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного вуза [3]. Тесно связаны между собой проблемы формирования открытого образовательного пространства и внедрения новых информационных технологий. Новые технологии начинают постепенно применяться еще в 80-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.

Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем. Наиболее успешные примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Развитие взаимосвязей ученых разных стран, как показывает опыт создания большого андронного коллайдера, запущенного в 2008 г. на границе Швейцарии и Франции, характеризуется значительными научными и технологическими прорывами. В поисках современных моделей высшего образования ученые все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, так как в условиях глобализации успешными могут быть только сетевые организации – самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников. Формирование образовательных сетей Особое значение в инновационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами.

Горизонтальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает соединение в общую систему образовательной  деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции (экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т. д.). Вертикальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности (организациями, предприятиями, представителями государственной власти с сохранением административной организации системы высшего образования). Образовательную сеть отличает не только особая гетерархичная организационная структура координационного характера, но и адекватная организационная культура в целом, включая принцип децентрализованной ответственности, высокая степень лояльности к партнерам, самодисциплины, компетенций профессорско-преподавательского персонала со сдвигом внимания от аспекта содержательной стороны в пользу социальных отношений. Вывод Таким образом, объединение автономных высших учебных заведений, федеральных университетов, предприятий, организаций, представителей государственной власти должно стать очередным этапом развития системы высшего образования.   .pdf { background: #ffcccc; display: block; float: left; border: 1px dashed red; line-height: 16px; height: 20px; padding: 5px; text-decoration: none; vertical-align: middle; } Ссылка для цитирования: Литература: 1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании». 2. Сенатенко В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций [Текст] / В. Сенатенко, Г. Ткач // Высшее образование в России, 2003.

– №3. 3. Управление высшим учебным заведением: Учебник [Текст] / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. С. Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В. М. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2010. Другие статьи по этой тематике: Савзиханова С. Э. , Эминова Н. Э.   Ключевыми факторами адаптации системы образования к современным реалиям являются ориентация на работодателя, четкое позиционирование и оценка ближайших конкурентов для разработки эффективной стратегии удержания своего сегмента. Авторами даны рекомендации по оценке конкурентоспособности вуза на основе использования маркетингового инструментария. // Креативная экономика.

— 2014. — . — c. 122-127. Маличенко И. П.   В условиях непрерывных изменений конъюнктуры рынка товаров и услуг, связанных с процессами становления и развития «экономики знаний», особенно актуальными являются вопросы инновационно-ориентированных решений и подходов в системе профессионального и корпоративного образования и развития специалистов. Автором представлена концептуальная модель виртуального корпоративного университета как инновационного механизма взаимодействия между государственными образовательными учреждениями и бизнес-сообществом. Отражены и другие возможности информационно-сетевого взаимодействия между агентами рынка образовательных услуг с целью формирования единой модели компетенций, отвечающей современным требованиям рынка труда.

// Креативная экономика. — 2014. — . — c. 99-113. Бектурганов З. З.   Переход к рыночным отношениям обусловил повышение конкуренции на рынке образования. В свете этого становится актуальным анализ внешних экономических рисков, с которыми может столкнуться университет. Автором использованы классические инструменты для анализа и оценки внешних экономических рисков медицинского университета, функционирующего на международном конкурентном рынке образования.

// Креативная экономика. — 2014. — . — c. 53-61. Наумова О. Н.   Представлены подходы и функциональная структура формирования образовательного кластера, определены его участники и функции их совместной деятельности, а также принципы формирования содержания образовательных программ высшей школы в условиях потребности территориального кластера сферы услуг. // Креативная экономика. — 2014.

— . — c. 33-45. Чмырь Ю. Ю.   Приведены результаты исследования деятельности Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) за последние два года, проанализированы основные тенденции его развития, выявлены проблемы в организации обучения и быта студентов. По итогам проведенного анализа предложены решения, которые позволят в будущем повысить эффективность управления образовательным процессом ДВФУ. // Креативная экономика. — 2014. — . — c. 8-18.



Автор: admin 5-04-2016, 12:31 Комментарии: 0 Просмотров: 115

Партнеры

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

{links}

Цитата дня

Большинство людей начинают интересоваться акциями, когда все остальные интересуются. Время интересоваться — это когда никто другой не интересуется. Вы не можете купить что-либо популярное и выиграть от этого.