Ваш самый главный актив - это вы сами. Вложите свое время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку вашего самого главного актива.

RSS Карта сайта

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

{T_LINK}

Движение возмещающей части валовых инвестиций » Проект резидента КРИТБИ » Подготовка и переподготовка кадров для сферы малого бизнеса | журнал «Российское предпринимательство» Издательство Креативная экономика

Подготовка и переподготовка кадров для сферы малого бизнеса | журнал «Российское предпринимательство» Издательство Креативная экономикаСтатья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» , cтр. 90-94. Рубрика: Аннотация: Рыночные отношения в России диктуют принципиально новые правила управления. На сегодняшний день, многие предприятия испытывают острую нехватку руководителей высшего и среднего звена, которые могли бы осуществлять профессиональное управление в условиях все более напряженной конкуренции и быстро реагировать на изменения, происходящие в деловой среде. У большинства предприятий нет профессиональных специалистов в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий и других современных направлений. Но они, тем не менее, не торопятся идти на серьезные инвестиции в развитие персонала. А ведь кадровый потенциал это один из главных ресурсов, на который должно опираться любое предприятие при решении возникающих экономических проблем. Ключевые слова: , Института мировой экономики и международных отношений РАН Рыночные отношения в России диктуют принципиально новые правила  управления.

На сегодняшний день, многие предприятия испытывают острую нехватку руководителей высшего и среднего звена, которые могли бы осуществлять профессиональное управление в условиях все более напряженной конкуренции и быстро реагировать на изменения, происходящие в деловой среде. У большинства предприятий нет профессиональных специалистов в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий и других современных направлений. Но они, тем не менее, не торопятся идти на серьезные инвестиции в развитие персонала. А ведь кадровый потенциал это один из главных ресурсов, на который  должно опираться  любое предприятие  при решении возникающих экономических проблем.  Повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров является мощным фактором, обеспечивающим экономический рост. Как показывает мировая практика, существует прямая зависимость между инвестициями в образование и ростом валового внутреннего продукта. Поэтому проблему профессиональной подготовки и переподготовки кадров необходимо решать на государственном уровне.

Однако, сложившаяся в прежние годы в условиях централизованной экономики система отраслевой подготовки кадров утратила свою эффективность в новых условиях. Особенно актуальной представляется задача подготовки и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса. В большинстве развитых стран на долю малого бизнеса приходится весьма ощутимая доля ВВП. Но дело не только в количественных показателях. Малый бизнес создает дополнительные рабочие места и формирует средний класс, который составляет основу общества всех развитых стран и является гарантом социальной, политической и экономической стабильности. В последние годы количество малых и средних предприятий в России не увеличивается, что свидетельствует о существовании в этой области определенных проблем, требующих решения как на государственном, так и на региональных уровнях. К этим проблемам неоднократно обращались в последнее время руководители российского государства. На встрече в Кремле Президента В. В. Путина с представителями малого и среднего бизнеса среди прочих проблем была затронута и проблема подготовки кадров. В связи с тем, что этот вопрос часто «ускользает» от внимания власти, В. В. Путин предложил осуществлять подготовку профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса совместно: государству и предпринимателям.

[1] Одним из регионов, которые выделяются на общем фоне в лучшую сторону, является г. Москва. По данным Мосгоркомстата в Москве  сосредоточено 181,4 тыс. малых предприятий или 29% малых предприятий России, производящих около 20% продукции и услуг малого бизнеса страны. Таким образом, на 1 тыс. жителей в Москве приходится 21 малое предприятие по сравнению с 3 малыми предприятиями в расчете на 1 тыс. жителей в других субъектах федерации. Доля работников московских малых предприятий составляет 27% от числа занятых в этой сфере в целом по России. Всего в городе на малых предприятиях работает 1574 тыс. человек, среди них 1282 тыс. человек (81%) работники, состоящие в штате малых предприятий, 184 тыс. человек (12%) – совместители, 109 тыс. человек (7%) работают по договорам гражданско-правового характера. Особенно высока доля вторичной занятости на малых предприятиях науки и научного обслуживания (53,5%), жилищно-коммунального хозяйства (53,2%), финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (48,4%), связи (45,6%), информационно-вычислительного обслуживания (44,9%).[2] Как показывают опросы, представители малого бизнеса испытывают острую нехватку профессиональных знаний, особенно в области методов управления в рыночной среде и готовы учиться и получать деловое образование.

Подавляющие большинство предпринимателей – 64% работают в той сфере бизнеса, в которой они могут опираться на ранее полученные профессиональные знания. На прежний управленческий опыт опираются 26%. Занимаются самообразованием – 29%. Руководствуются только жизненным опытом и интуицией - 6%. На курсах повышения квалификации и повышения квалификации учились буквально единицы. Но готовы пойти учиться прямо сейчас 40% («очень хотели бы» – 16%, «в принципе не возражали бы» –24%).[3] Особый интерес у предпринимателей вызывают следующие направления обучения: управление предприятием, управление финансами, маркетинг, бухгалтерский учет, новые информационные технологии. Причем по большинству направлений периодичность повышения квалификации должна составлять не менее двух лет в связи с постоянными изменениями и нововведениями в этих областях. Многие предприятия малого и среднего бизнеса предполагают выйти на мировые рынки, поэтому заинтересованы в изучении особенностей внешнеэкономической деятельности. Представители малого бизнеса осознают важность получения как теоретических знаний, так и практических навыков с целью дальнейшего их использования в конкретных ситуациях своей работы. С учетом пожеланий предпринимателей примерное соотношение теории и практики должно варьировать в пределах 30-40% 60-70%. При этом учебные программы для подготовки и переподготовки предпринимателей, необходимо строить таким образом, чтобы они содержали активные формы обучения – тренинги, деловые игры, круглые столы, «case-study», составление бизнес-планов. Один из важных аспектов обучения предпринимателей – это организация зарубежных стажировок, выездных семинаров по обмену опытом. Такой вид обучения способствует развитию партнерских отношений, налаживанию деловых контактов и изучению зарубежного опыта развития малого предпринимательства.

Для большинства представителей малого бизнеса большое значение имеет «фактор времени». Поэтому возникает необходимость в организации обучения без отрыва от производственной деятельности. Наличие в организации персонального компьютера, электронной почты и доступа в  Интернет позволяет использовать методы дистанционного обучения. Система дистанционного обучения предоставляет обучаемым целый комплекс образовательных программ различных направлений на местах с помощью персональных компьютеров, которые связаны с основным центром обучения и преподавателями, осуществляющими необходимую помощь, поддержку и контроль в процессе обучения. Она позволяет вовлекать широкие слои населения в процесс обучения без отрыва от производственной деятельности, предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому обучаемому, открывает доступ к зарубежным образовательным программам. Одна из привлекательных особенностей системы дистанционного обучения состоит в том, что такой вид образования значительно дешевле других (например, очного, заочного). Снижение себестоимости обучения осуществляется за счет широкого доступа к системе дистанционного обучения и возможности привлечения огромного числа обучаемых. Правительство Москвы понимает актуальность проблемы подготовки и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса, и ведет активную работу по ее решению.

В рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.» была утверждена «Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики в г. Москве на 2001-2003 гг.». В результате реализации этой программы в течение 3-х лет должно быть обучено за счет  бюджетных средств более 100000 руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса, а также сотрудников городской инфраструктуры. В рамках этой программы предполагается  привлечение средств из внебюджетных источников. Обучение будет проводиться на базе московских Вузов, отобранных на конкурсной основе (в 2001 г.  исполнителями программы стали  ведущие московские ВУЗы: Академия менеджмента и рынка, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Государственный университет управления, Финансовая академия и др.). Утверждение и начало реализации «Межотраслевой программы подготовки  кадров для рыночной экономики в г. Москве на 2001-2003 гг.» является большим шагом вперед в формировании кадрового потенциала малого бизнеса региона.   .pdf { background: #ffcccc; display: block; float: left; border: 1px dashed red; line-height: 16px; height: 20px; padding: 5px; text-decoration: none; vertical-align: middle; } Ссылка для цитирования: Другие статьи по этой тематике: Молчанова В. А.   Рассматриваются проблемы развития российской политики стимулирования инноваций. Методами исследования являются сравнительно-экономический анализ на основе изучения передового опыта развитых стран ОЭСР и метод кейсов, предполагающий выделение положительных и «девиантных» примеров в практике стимулирования инноваций в России.

Сравнительно-аналитическое исследование позволяет привести конкретные рекомендации по разработке горизонтальной политики стимулирования инноваций в сфере услуг (на примере сектора туризма). // Креативная экономика. — 2014. — . — c. 128-140. Шестаков В. А.   Рассмотрены особенности и проблемы развития малого инновационного бизнеса в России. На основе проведенного анализа обоснована необходимость государственной поддержки. // Креативная экономика. — 2014. — . — c. 155-161. Кузьмина Е. Е.   В настоящее время российский рынок труда не получает от вузов выпускников нужных специальностей с необходимым уровнем компетенций.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в недостаточном взаимодействии вузов с представителями рынка труда. Исследование, проведенное автором, посвящено изучению существующих форм взаимодействия вузов с участниками рынка труда, поиску направлений их совершенствования и разработке новых форм, позволяющих организовать более тесное сотрудничество вузов и бизнеса. Целью исследования стало формированию новых форм взаимодействия, которые бы способствовали вовлечению бизнеса в образовательный процесс. По итогам исследования эффективным способом решения этой проблемы, по мнению автора, может стать создание единого информационного центра для вузов и работодателей на городском или региональном уровне. Функции такого центра, перечисленные в статье, позволят вузам более эффективно удовлетворять потребности рынка труда в специалистах с заданным набором компетенций. // Российское предпринимательство. — 2014.

— . — c. 105-111. Бессонов И. С.   В статье рассматриваются типичные ошибки анализа малого бизнеса, связанные с отсутствием информации по индивидуальным предпринимателям, и проводится комплексный анализ развития данного социально-экономического института вне зависимости от организационно-правовой формы. Осуществлен подход по смещению фокуса научного анализа от индивидуальных предпринимателей к индивидуальным предприятиям. Проанализирована плотность малого бизнеса, составлен рейтинг федеральных округов и субъектов Приволжского федерального округа по данному показателю. Даны рекомендации по направлениям дальнейшего научного поиска. // Российское предпринимательство.

— 2014. — . — c. 4-15. Кульков А. А.   В настоящее время вопросам подготовки квалифицированных рабочих кадров уделяется значительно больше внимания, чем ранее. Одним из вариантов повышения качества является создание ресурсных центров. В статье представлена оценка ситуации с повышением квалификации специалистов строительной отрасли в Республике Татарстан. // Российское предпринимательство. — 2014. — . — c. 197-208.



Автор: admin 5-04-2016, 12:31 Комментарии: 0 Просмотров: 384

Партнеры

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

{links}

Цитата дня

Большинство людей начинают интересоваться акциями, когда все остальные интересуются. Время интересоваться — это когда никто другой не интересуется. Вы не можете купить что-либо популярное и выиграть от этого.